Об использовании новых технологий и планах ритейл сети №1 в Казахстане ТОО «Magnum Cash&Carry» на ближайшие три года рассказал ее коммерческий директор Яков Фишман.
— Каковы тенденции развития рынка ритейла в Казахстане?
— Покупатели становятся более требовательными к качеству товара и хорошо ориентируются в ценах. По-прежнему высока доля неорганизованной розницы в виде базаров, «магазинов возле дома» и стихийной торговли. Мы в процессе зарождения профессиональной розницы, которая представляет покупателю широкий выбор продуктов по доступным ценам и повышает сборы налогов, статистику по трудоустройству, выполняет важную роль легализации экономики.
Magnum как лидер отрасли находится на волне этих изменений, инициирует их и развивает профессиональный ритейл. Потому что, с одной стороны, мы давно уже дешевле базаров, с другой, у нас лучше качество, шире ассортимент. Происходит переток людей с неорганизованного рынка на организованный. Мы выстраиваем честные отношения с нашими любимыми клиентами.
Базары не платят НДС, социальные налоги, корпоративный и подоходный налог, но мы все равно являемся ярко выраженным ценовым лидером даже относительно них.
— Как удается удерживать такие низкие цены, и при этом отвечать за качество товаров?
— Благодаря большим объемам закупа у нас есть возможность договариваться о скидках, которые в конечном итоге можно либо оставить себе, либо отдать покупателю. Мы считаем, что эту выгоду надо отдавать покупателю. В долгосрочной перспективе – это самая правильная модель развития нашего формата. Покупатель выбирает Magnum, потому что понимает, что у нас гарантировано дешевле.
В вопросе контроля качества мы тоже локомотив рынка. То, что прощается в нецивилизованной торговле, грозит многомилионными штрафами, когда мы начинаем беседовать категориями юридических терминов и договоров.
Мы стараемся отслеживать цепочки поставок, выезжаем на склады и в распределительные центры. Выстроенная система тройного контроля, сдержек и противовесов позволяет гарантировать, что самое качественное сырье на рынке будет отгружаться нам.
— На рынок Казахстана заходят компании, которые заявляют о планах по открытию магазинов в формате «у дома». Сможет ли Magnum удерживать позиции?
— Чудес не бывает. Работать в малом формате, не имея большой закупочной силы, невозможно. Это большие операционные расходы, а значит, компания либо не будет устраивать покупателя по цене, либо не сможет свести концы с концами. В истории казахстанского ритейла многие сетевые игроки обанкротились потому, что пытались конкурировать ценами в малом формате с нашими большими магазинами. Это невозможно.
— Какие технические нововведения вы намерены внедрить в ближайшее время?
— В пилотном режиме тестируем проект автозаказа, когда робот будет определять, сколько товара заказывать в тот или иной филиал. Это большая инновация, которая позволит покупателям чаще находить нужный товар.
— Не собираетесь уходить в онлайн?
— В мире нет ни одного коммерчески успешного продуктового интернет-ритейлера. Самые продвинутые онлайновые продуктовики предлагают доставку с точностью в два-три часа. За это время вы можете сами съездить в магазин. Когда логистика онлайн-оператора выйдет на доставку с точностью в полчаса, и цены будут сопоставимы с оффлайном, онлайн ждет большое будущее. Пока рынок не готов.
— Каким вы видите рынок ритейла в Казахстане через пять лет и какова роль Magnum в нем?
— Мы находимся в авангарде изменений, и будем наращивать рыночную долю в Казахстане, вытеснять базары и конвертировать весь их трафик. Думаю, что эра неорганизованной розницы заканчивается. Я искренне надеюсь, что базары начнут платить налоги и превратятся хотя бы из черных в серые, либо пойдет тренд на их закрытие.
На ближайшие 3 года Magnum наметил экспансию в регионы Казахстана, в том числе те, где мы уже представлены. В этом году мы намерены укрепить позиции в Астане и Алматы. Помимо новых магазинов в Петропавловске и Караганде, также выходим в южные регионы: появятся филиалы в Кызылорде и Таразе.
Ключевая задача для нас – обеспечить доступ к лучшим ценам и сервису еще большему количеству наших любимых клиентов в регионах, где мы не представлены также широко, как в Алматы. В отношении остальных городов на Западе и в Восточно-Казахстанской области, то не исключено, что будем рассматривать неорганический вход, а через M&A, то есть путем приобретения локальных торговых сетей или магазинов.