Россия планирует разрешить рекламу вина из стран ЕАЭС

Правительство России одобрило законопроект, который разрешает рекламировать в российских СМИ вино, произведенное представителями Евразийского экономического союза из их собственного винограда. То есть это продукция Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана.

Эти поправки разрешают публиковать рекламу местного вина в изданиях на всех страницах (кроме первой, последней и обложек), а также транслировать на радио и телевидении с 23 до 7 часов по местному времени. Документ подготовила Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), сославшись на обязательства перед странами — партнерами по ЕАЭС. По договору ЕАЭС условия для компаний из стран, являющихся его участниками, должны быть не менее благоприятными, чем для российских.

Однако у новости про рекламу есть несколько минусов, объясняют российские эксперты. Первый и самый главный – цена вопроса.

«В России разрешена реклама на телеэкранах, но вы ее не увидите, — прокомментировал глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз агентству Sputnik.kz. — И вовсе не потому, что, охваченные социальной ответственностью, виноделы не рекламируются. Это безумно дорогое удовольствие, неоправданно дорогое. И поэтому ни одна компания не может себе позволить рекламу на телевидении, тем более в странах ЕАЭС. Плодовое вино выпускает Беларусь, виноградное тоже – из чужого винограда, из молдавского виноматериала. Выпускает вино Казахстан. Но никому ни белорусское вино, ни казахское вино не нужно в других странах, это местное производство и местное вино. Но у виноделов Армении, Белоруссии и Казахстана денег на рекламу нет и не будет, это слишком дорого».

Эксперты из Казахстана не совсем согласны с тем, что национальное вино не будет интересно в России. «Мы встречались с представителями российских торговых сетей, которым интересна алкогольная продукция из Казахстана. Есть два алкогольных бренда, которые сейчас готовятся к выходу на российский рынок. И разрешение рекламы, конечно, это возможность для производителей», — отметила Елена Саргалдакова, руководитель компании EXIM Partners, которая занимается выводом казахстанских производителей на рынок России.

Сейчас в Россию из стран ЕАЭС экспортируется очень небольшой объем алкогольной продукции. Директор Ассоциации производителей игристых вин Алан Соколов отмечает, что доля вина и шампанского из этих государств незначительна: «Из Армении в основном приходит коньячная продукция, виноградного вина из Белоруссии мало, чаще это ягодные напитки. Вин из Киргизии и Казахстана в широком доступе практически нет, их можно встретить разве что на выставке».

По данным таможенной статистики за январь-октябрь 2017 года российский импорт натуральных виноградных вин из стран ЕАЭС составил 1,92 млн л на сумму $6,49 млн. При этом более 90% закупок осуществлялось из Армении — 1,91 млн л. На долю импорта из Белоруссии пришлось 0,7%. Казахстан в статистике не указан.
Есть еще одна важная причина, которая можем помешать рекламе казахстанских вин в России. Неясно, как доказать, что вино изготовлено из местного винограда. В ЕАЭС нет единого ресурса, подтверждающего происхождение сырья, в то время как в России ведется реестр виноградных насаждений, а производители вин оформляют декларации об объеме винограда для винодельческой продукции».

Проект предлагаемых поправок можно найти по ссылке.